ВАС РФ предлагает позволить арбитражным судам применять примирительные процедуры по своей инициативе

10 января 2012

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур"

22 декабря на заседании Президиума ВАС РФ был рассмотрен вопрос о внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании примирительных процедур (далее - Законопроект). Законопроект направлен на то, чтобы расширить сферу применения норм о внесудебном урегулировании арбитражных споров. В частности, предполагается наделить арбитражные суды дополнительными правами в сфере примирения сторон. Арбитражные суды смогут более активно ориентировать участников судопроизводства на внесудебное разрешение спора, для чего в Арбитражный процессуальный кодекс РФ будет введено дополнительное основание отложения судебного разбирательства.

Так, Законопроект предоставляет арбитражному суду право самостоятельно и по своей инициативе откладывать разбирательство судебного заседания, если суд сочтет возможным примирение сторон. При этом авторы проекта не уточняют, при каких именно обстоятельствах суды могут считать примирение сторон возможным. Максимальный срок отложения судебного разбирательства предполагается увеличить до шестидесяти дней.

Кроме того, арбитражный суд сможет по своей инициативе откладывать рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц о взыскании обязательных платежей и санкций. Рассмотрение подобного дела может быть отложено, если стороны до обращения в суд не прибегнули к досудебному урегулированию конфликта. Одновременно арбитражный суд будет предлагать сторонам использовать примирительную процедуру.

 Перечень примирительных процедур будет расширен. В Арбитражный процессуальный кодекс РФ будут включены следующие их виды: переговоры, медиация и судебная медиация.

Переговоры будут проводиться в добровольном порядке по предложению суда на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Производство по делу при этом будет откладываться. Отметим, что федеральными законами могут быть установлены случаи, когда на стадии подготовки дела к судебному разбирательству переговоры между сторонами будут обязательными.

Медиация может применяться сторонами на любой стадии арбитражного процесса по их совместному ходатайству. В Законопроекте она названа в качестве самостоятельной процедуры примирения сторон, но никаких изменений в ее отношении проект не вносит.

Кроме того, предлагается создать при арбитражных судах систему судебной медиации. В аппарате судов будут устанавливаться должности судебных медиаторов, которыми смогут стать бывшие судьи, помощники судей и работники аппарата суда, имеющие высшее юридическое образование. Судебные медиаторы, как и прочие медиаторы, будут обязаны содействовать достижению взаимоприемлемого результата примирения. Статуса участника судебного процесса у них не будет. Примирительную процедуру с участием судебного медиатора стороны смогут провести по совместному ходатайству.

Отличие судебных медиаторов от иных медиаторов будет в том, что их обяжут не реже одного раза в две недели предоставлять суду письменную информацию о ходе примирительной процедуры. Юридическая сила такой информации в Законопроекте не определена. 

Авторы проекта предлагают отменить норму Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Напомним, что эта норма предписывает следующее: если спор был передан на разрешение суда или третейского суда до обращения к медиатору, то в процедуре медиации может участвовать только профессиональный медиатор.

Отметим также, что в Законопроекте содержатся нормы, изменяющие правила возврата госпошлины в случае разрешения спора посредством примирительных процедур. Если стороны придут к мировому соглашению, а также истец откажется от иска либо ответчик признает иск, то истцу будет компенсирована госпошлина (до принятия решения судом - 70 процентов, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, в кассационной и надзорной инстанциях - 30 процентов).

 

Источник

Правовой центр Приоритет

Юристы в Иркутске

Юридические услуги в Иркутске

Мы предлагаем юридические консультации,

юридиескую помощь опытрных юристов для бизнеса и граждан

 

© 2017-2024   Правовой центр Приоритет, город Иркутск

Телефоны:

+7 (902) 175-15-75
+7 (904) 121-01-35