12 марта 2011
Понятие договоров перевозки пассажира закреплено в ст. 786 ГК РФ, а в ст. 82 УЖД РФ закреплено определение договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Предметом договора перевозки пассажира является транспортная услуга, основное содержание которой составляет деятельность перевозчика по пространственному перемещению пассажира. На это указывают все без исключения авторы[1], и об этом прямо говорится в п. 2 ст.779 ГК РФ.
Несмотря на легальное закрепление услуги в качестве объекта гражданского права, современное гражданское законодательство не только не определяет ее правовые признаки, но даже не дает ее легальной дефиниции. Однако и в обыденной жизни, и в законодательстве термин «услуга» достаточно часто употребляется для обозначения самых различных явлений[2]. При этом, ках отмечает М. В. Кротов, в понятие «услуга» нередко вкладывается совершенно разное содержание - от самого широкого,, когда им охватывается практически любая полезная деятельность, до предельно узкого, когда услуги сводятся к предмету договора возмездного оказания услуг, регламентированного правилами главы 39 ГК РФ. Ни тот, ни другой подход нельзя признать плодотворным, так как в первом случае правовое понятие услуги подменяется экономическим, а во втором из числа услуг исключаются наиболее типичные их виды. Более правильным, по мнению указанного автора, представляется объединение под рассматриваемым понятием тех действий субъектов гражданского оборота, которые либо вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе, либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме[3].
В зависимости от понимания сущности услуг предлагались и их дефиниции. Довольно широко распространено мнение об услугах как результате деятельности. Так, С. С. Алексеев отмечал, что услуги - это «не сама по себе деятельность, а определенный результат»[4]. По мнению М. В. Кротова услуга - это «деятельность гражданина или организации, потребляемая в процессе ее осуществления, продукт, которой не имеет овеществленного выражения»[5]. Из приведенных определений видно, что рассмотрение услуг как результата деятельности в отрыве от самой деятельности непродуктивно, так как в конечном итоге все эти авторы определяют услуги через деятельность.
При группировке договоров по оказанию услуг обязательства, направленные на предоставление транспортных услуг, обычно обособляются в отдельную группу. Это, как отмечает А. И. Хаснутдинов, объясняется определенными особенностями транспортных правоотношений. Он называет четыре основных присущих им признака: 1) одной из сторон этих правоотношений всегда выступает транспортная организация; 2) они складываются по поводу эксплуатации транспортных средств и путей сообщения; 3) предметом их является деятельность по оказанию услуг; 4) они выражают отношения, направленные на выполнение основной транспортной функции или непосредственно содействующие ее осуществлению[6].
Возникает вопрос о соотношении понятий «транспортная услуга» и «транспортное обслуживание». Разграничение данных понятий имеет большое значение в правоприменительной деятельности. Убедительной представляется точка зрения С. Е. Хейгетовой, которая приходит к выводу, что транспортное обслуживание – более широкое понятие чем транспортная услуга, которая, является элементом транспортного обслуживания[7], В широком смысле транспортное обслуживание можно определить как деятельность, направленную на удовлетворение различными видами транспорта материальных и духовных потребностей общества в перевозках. Транспортная услуга определяется С. Е. Хейгетовой как совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа[8].
В современных условиях важное значение приобретает качество предоставляемой транспортной услуги.
Сложность определения критериев качества перевозки связана с тем, что качество транспортных услуг неустойчиво и поэтому в гражданском праве оно, как правило, заключается в том, что должен или не должен совершать перевозчик, на основании действующих Правил перевозки и условий договора. Сложность заключается также в том, что многие параметры качества транспорта и пассажирского сервиса нельзя измерить количественно, и для них чаще всего приходиться пользоваться лингвистическими выражениями типа «лучше-хуже», «доступнее-недоступнее» и т.д.
С. Е. Хейгетова[9] выделяет три следующих признака качества услуги:
Безопасность при предоставлении транспортной услуги, безусловно, следует рассматривать как одну из составляющих качества.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в РФ», функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:
Законодатель безопасность и качество услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом, рассматривает как две отдельные категории, не определяя безопасность услуги как критерий качества. Однако, более убедительной представляется точка зрения С. Е. Хейгетовой, которая называет безопасность требованием, предъявляемым к транспортной услуге.
Второй критерий качества транспортной услуги, выделяемый С. Е. Хейгетовой – это скорость передвижения. При этом автор обращает внимание на то, что скорость (время) передвижения является наиболее важным фактором качества обслуживания. Не вдаваясь в анализ особенностей функционирования автомобильного транспорта, на котором, скорость передвижения может быть определяющим фактором, заметим, что критерий «скорости» (времени) передвижения транспортного средства, не может быть определяющим при характеристике качества услуги, предоставляемой железнодорожным перевозчиком.
В соответствии со ст. 81 УЖТ РФ поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории:
Критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Критерии определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования утверждены приказом Минтранса РФ от 18 июля 2007 г. № 99[10]. В соответствии с этим Приказом по скорости движения поезда подразделяются на:
Таким образом, законодательно установлены виды перевозок в зависимости от скорости движения поездов. Следовательно, если критерий скорости движения (времени в пути) признавать основным при определении качества перевозки, то логично можно прийти к неверному выводу о том, что пассажир, приобретающий билет на поезд, отнесенный к категории «скоростной», гарантированно получит транспортную услугу надлежащего качества. В свою очередь, пассажир, который следует поездом, отнесенным к категории «пассажирский» получает услугу ненадлежащего качества. Такой вывод является неверным. На наш взгляд, одним из критериев, определяющих качество услуги, предоставляемой железнодорожным перевозчиком, необходимо признать не «скорость» (время в пути), а предоставление услуги в срок, определенный в соответствии с приобретенным билетом.
Удобство и комфорт поездки. Комфорт поездки обеспечивается соблюдением требований к условиям обслуживания при пребывании пассажиров в транспортном средстве, а также в начальном, промежуточных и конечном пункте следования.
При намерении осуществить поездку железнодорожным транспортом потенциальный пассажир может приобрести билет как в обычный вагон, так и в вагон повышенной комфортности. Приобретая билет в вагон повышенной комфортности, пассажир оплачивает включенные в стоимость билета сервисные услуги. При этом комплекс дополнительных услуг, предоставляемых железной дорогой, с пассажиром не обсуждается – порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации, а состав комплекса услуг определяется перевозчиком (абз. 2. п. 33 «Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»[11]. При этом, в соответствии с абз. 1 п. 33 Правил, в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажиру, имеющему право бесплатного проезда или проезда со скидкой, в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы.
Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, утвержденный приказом Минтранса РФ от 9 июля 2007 г. № 89[12], устанавливает процедуру предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, следующих в составе поездов дальнего следования. При приобретении проездного документа (билета) пассажиром оплачивается стоимость проезда, в состав которой включается стоимость услуг, оказываемых в вагонах повышенной комфортности: 1) предоставление питания (возможна организация вегетарианского питания); 2) предоставление печатной продукции; 3) предоставление пассажирам наборов предметов санитарно-гигиенического назначения. 4) для обеспечения личной безопасности пассажиров осуществляются дополнительные меры, состоящие в сопровождении сотрудниками охранных подразделений на всем маршруте следования поезда с вагонами повышенной комфортности.
На территории РФ курсируют фирменные поезда. История фирменных поездов на Российских железных дорогах насчитывает более 70 лет: 10 мая 1931 года отправился в путь первый фирменный поезд "Стрела". Сегодня фирменные поезда есть на всех магистралях страны. В основном они связывают российские регионы со столицей. Фирменные поезда отличаются высоким уровнем сервиса, дизайном, комфортом, дополнительными услугами.
Каждый поезд оформлен в особом стиле, который отражен как во внешнем, так и во внутреннем дизайне, и имеет индивидуальное название (как правило, связанное с регионом, который обслуживает дорога, его историей и традициями). Фирменные поезда формируются из пассажирских вагонов, находящихся в эксплуатации не более 12 лет после постройки или капитально-восстановительного ремонта. В составе поезда обязательно есть вагоны повышенной комфортности со специальным сервисным обслуживанием, стоимость которого включена в стоимость проезда. В зависимости от комплекса предоставляемых услуг вагоны повышенной комфортности подразделяются на экономический, бизнес-класс и люкс. В нескольких фирменных составах курсируют вагоны повышенной комфортности класса люкс (в вагоне - 4 купе, полы с подогревом, отдельные душевые и туалетные комнаты). Включение вагона класса люкс в состав поезда для разовой поездки возможно при заявке юридического лица в Федеральную пассажирскую дирекцию. Срок исполнения зависит от сложности маршрута предполагаемой поездки[13].
Таким образом, при характеристике качества услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом, необходимо выделять три составляющие качества услуги: 1) безопасность движения; 2) предоставление услуги в срок, определенный в соответствии с приобретенным билетом; 3) удобство и комфорт поездки.
[1] Гражданское право. Т.2. Полутом 2: Учебник / поп ред. Е. А. Суханова. М., 2005. С. 30; Гражданское право. Т.2.: Ученик / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2004. С. 433; В. Н. Гречуха Транспортное право. М., 2002. С. 71; Хозяйственное право. Т.2.: Учебник; отв. ред. В. С. Мартемьянов. М., С. 88.
[2] Кабалкин А. Ю. Услуги в гражданском праве Российской Федерации /Сборник научных трудов, посвященных памяти В. А. Рясенцева. М., 1995. С. 29-42.
[3] Гражданское право. Т.2.: Ученик / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2004. С. 632-638.
[4] Алексеев С. С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории советского права. М., 1960. С. 41.
[5] Кротов М. В. Обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве. Л., 1990. С. 41.
[6] Хаснутдинов А. И. Вспомогательные договоры на транспорте. Иркутск, 1994. С. 13.
[7] Хейгетова С. Е. Правовое регулирование перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Дисс. канд. юрид. наук. Ростов-н/Д. 2007. С. 29.
[8] См. там же С. 32.
[9] См. там же С. 38.
[10] О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования : утв. Приказом Минтранса РФ от 18 июля 2007 г. № 99 // Российская газета. 2007. 15 авг.
[11] Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности : Постановление правительства от 2 марта 2005 г. № 111 // СЗ РФ. 2005. № 10. Ст. 851.
[12] О Порядке предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности : Приказ Минтранса РФ от 9 июля 2007 г. N 89 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 31.
[13] http://pass.rzd.ru/wps/portal/pass?STRUCTURE_ID=1374
Автор: Старицын Алексей
© 2017-2024 Правовой центр Приоритет, город Иркутск
Телефоны:
+7 (902) 175-15-75
+7 (904) 121-01-35