Юрист компании Правовой центр Приоритет Старицын А.Ю. был приглашен на международную научно-практическую конференцию «Защита частных прав: проблемы теории и практики» и выступил с докладом на тему: «Правовая природа возмещения вреда

07 мая 2020

Правовая  природа  возмещения  вреда, причиненного органами государственной власти и местного самоуправления

legal nature of compensation for damage caused by state and local authorities

 

А.Ю. Старицын

Аннотация

В статье подвергается анализу правовая природа  возмещения  вреда, причиненного органами государственной власти и местного самоуправления. Делается акцент на необходимости разработки  в специальном Федеральном законе особых норм, в которых будут содержаться подробные условия и порядок возмещения вреда, причиненного органами власти и местного самоуправления. Даются рекомендации по разработке в таком законе норм, в которых предусмотрены гражданско – правовые и отличные от них условия и порядок возмещения вреда, причиненного органами государственной и муниципальной власти.

Annotation The article analyzes the concept and legal nature of compensation for damage caused by state and local authorities. Recommendations are made for the development of special laws and lower – level legal acts that provide for civil law and other conditions and procedures for compensation for damage caused by authorities and local self-government. The emphasis is placed on the need to develop special rules in a special Federal law that will contain detailed conditions and procedures for compensation for damage caused by authorities and local self-government.

 

В России гарантированное каждому право возмещения вреда, причиненного органами власти, не всегда является реально реализованным на практике. Поэтому проблема защиты граждан от неправомерных действий органов государственной и муниципальной власти, возмещения причиненного ими вреда представляется достаточно  актуальной.

Институт возмещения вреда органами государственной власти и  местного самоуправления, пройдя длительный путь своего развития, в настоящее время занимает особое место в российской правовой системе. Но он нуждается в более тщательной концептуальной разработке.

Правовая природа института возмещения вреда  была и является  предметом научных правовых дискуссий и исследований. Этому  вопросу посвящены монографии и диссертации, публикации  И. А.  Андреевой[1], В. В. Николюк[2], О.В. Бобровой[3] и других ученых. Тем не менее, многие опубликованные работы старше пяти лет, и поэтому научная база проблемы нуждается в обновлении  подходов.

В настоящее время в РФ нормы по возмещению вреда органами государственной власти и местного самоуправления урегулированы конституционным законодательством, гражданским и отраслевыми нормами.

В РФ права потерпевших от злоупотреблений власти охраняются законом, государство гарантирует им возмещение причиненного ущерба.  Конституция РФ провозглашает (в статье 53) что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти[1]В соответствии со статей 52 Конституции РФ, государство обеспечивает потерпевшему  компенсацию  причиненного  ущерба

Представляется, что нормы гражданского права Россйской федерации (статьи 1069, 1070 ГК РФ[2]) были разработаны с целью более подробной регламентации  проблемы, в развитие конституционных гарантий.

Так, в статье 1069 ГК РФ указывается, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. 

В соответствии с ч. 2 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину  или  юридическому лицу вследствие неправомерных деяний либо решений органов дознания, следствия, прокуратуры, возмещается по основаниям и в порядке,  которые  предусмотрены  статьей 1069 Кодекса.

Тем не менее, в правоприменительной и судебной практике не сформирован действенный порядок реализации положений статьи 53 Конституции и статей 1069, 1070 ГК РФ.

В отечественном праве не выработано общепринятого подхода на сущность норм об ответственности органов государственной власти,   не имеется общепринятой позиции по вопросу толкования категории «возмещение вреда, причиненного органами  государственной власти и местного самоуправления» и в отношении правовой природы института возмещения вреда, причиненного органами  государственной власти и местного самоуправления.

Сторонники гражданско-правовой природы возмещения вреда, причиненного органами государственной власти, недооценивают  публичный  характер данного правового института [1].

Гражданско – правовой  подход  к возмещению  вреда  органами  государства имеет недостаток, а именно: обращает внимание на имущественном механизме возмещения вреда, но есть виды возмещения вреда, которые носят неимущественный характер и ответственность здесь, поэтому, должно нести только государство как  верховенствующий институт в публично-правовых  отношениях, на особых условиях регулирования [1].

Представляется, что возмещение вреда, причиненного органами государственной власти и местного самоуправления, имеет публично - правовую природу. Данный  институт относится не только к области  гражданского  права, он комплексный, публично-правовой, о чем свидетельствуют многие положения Конституции РФ.

В гражданских правоотношениях участвующие в них стороны  равноправны. В публичных правоотношениях по возмещению вреда государством  участвуют  неравноправные  субъекты.

Считаем  целесообразным, поэтому, разработать  в специальном Федеральном законе особые нормы, в которых будут содержаться отличные от  гражданско – правовых  условия и порядок возмещения вреда, причиненного органами власти и местного самоуправления.

Полагаем, что в правоприменительной практике вначале нужно  применять  эти  нормы  (со ссылкой на статьи Конституции России), а затем – положения ГК РФ, регулирующие возмещение вреда,  по общим основаниям.

 Результат: исследуемый правовой институт станет комплексной  отраслью российского  права.

Предлагаем проект Федерального Закона о возмещении вреда органами государственной и муниципальной власти, который может содержать  следующие  положения:

  1. Правомочие требовать возмещения вреда предоставляется физическим и юридическим лицам.
  2. Подлежит возмещению государством вред, причиненный деяниями публично-властных органов, под которыми понимаются:

 - органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной);

- иные государственные органы (прокуратура и др.).

- органы местного самоуправления.

  1. Возмещается вред, причиненный:

 - деянием, не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту.

  1. В отдельных случаях, предусмотренных федеральным законом, возмещается вред, причиненный законными действиями органов власти и их должностных лиц.
  2. Источником возмещения вреда является казна Российской Федерации, субъекта РФ, бюджет муниципального образования.
  3. Требование в суд о возмещении вреда предъявляется заявителем к Российской Федерации (субъекту РФ) или к муниципальному образованию.
  4. В налоговых, трудовых, таможенных правоотношениях при отсутствии специального регулирования к правоотношениям по возмещению вреда применяются общие нормы гражданского законодательства.

Таким образом, возмещение вреда, причиненного органами государственной власти и самоуправления, имеет публично - правовую природу. Можно  сделать вывод, что институт  возмещения вреда - комплексный,  имеющий публично – правовую природу. Полагаем, что специальный Федеральный закон, регламентирующий   условия и порядок причинения вреда органами государственной и муниципальной власти, будет более эффективным, чем общие нормы Конституции РФ и ГК РФ. Считаем целесообразным в правоприменительной практике вначале применять  эти  нормы  (со ссылкой на статьи Конституции России), а затем положения ГК РФ, регулирующие возмещение вреда.  

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева И.А. Возмещение вреда государством как конституционно-правовой институт: автореф. … дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.
  2. Николюк В.В. Возмещение вреда лицу, незаконно подвергнутому мерам уголовно-процессуального принуждения: диссертация ... канд. юрид. наук. М., 2011., 196с.
  3. Боброва О.В. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов предварительного следствия // Новый юридический вестник.   №5.  С. 32-34.

 

 

[1]Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

[2]Гражданский кодекс РФ. Часть первая: ФЗ РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 18. 07. 2019г.) // Рос. газ. 1994. № 238-239.

© 2017-2022   Правовой центр Приоритет, город Иркутск

Телефоны:

+7 (902) 175-15-75
+7 (904) 121-01-35